Ваши сотрудники не верят в Lean? Возможно, вы начали с самой глупой ошибки.
Массовое обучение сотрудников предприятия бережливому производству (LEAN) без ориентации на цели компании.
Со школы для всех было привычно, что сначала мы изучаем теорию, решаем какие-то задачи по теме. А уже потом переходим к практическому применению знаний.
Но в сознании большинства прочно устоялось: "Это в жизни не понадобится. Так зачем, например, учиться решать квадратные уравнения?». Знакомо?
Думаете, во взрослой жизни как-то иначе?
НЕТ!
Вот в компанию приходит консультант. Проводит какое-то обучение для ваших сотрудников (ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ), скажем, по бережливому производству (lean). Какой эффект вы ожидаете получить?
Признайте, есть большое желание ответить, что вот прямо с завтрашнего дня полученные сотрудниками знания трансформируются в реальные идеи, которые, в свою очередь, послезавтра выразятся в увеличении прибыли в разы? А сама компания вырвется в лидеры рынка. Так? Только в мечтах...
Если вы начинаете работу в области совершенствования процессов в компании на основе бережливого производства, то первое, что вы должны сделать, это не купить обучение для работников, а ПРОВЕСТИ БИЗНЕС-ДИАГНОСТИКУ.
Т. е. исследовать текущее состояние организации. Помимо общей информации о состоянии процессов компании, которую вы получите в отчете, она становится основой для формулировки целей организации, на достижение которых будут направлены ваши усилия в ближайшем будущем.
Обучение - второй этап. Проводится оно для уже сформированной команды (в нее может войти и руководитель, и технолог, и главный инженер, и даже собственник и т.д.). Важно, что оно должно иметь целевой характер. Т.е. иметь уклон на те инструменты, которые будут применяться дня решения проблем, определенных в результате бизнес-диагностики.
Обучение должно стать основой для конкретных действий сотрудников в дальнейшем.
И только в третью очередь стоит обучать (для начала достаточно по большей части информирования) сотрудников, которые заняты в основной производственной деятельности - рабочих, операторов и т.д.
Главная опасность необдуманного обучения (особенно массового) - знания без применения быстро забываются. А вся эта работа воспринимается как очередная бредовая идея руководителя (или собственника).
Как результат - колоссальное сопротивление персонала любым последующим попыткам внедрения изменений (зачем тратить время на бессмысленные идеи? Ведь так?).
обучение группы, которая будет заниматься внедрением
информирование (поверхностное обучение) всех сотрудников, которых касаются изменения
пилотный проект
получение результатов, их оценка
массовое обучение как подготовка для новых масштабных проектов