Бережливое производство (lean)

Что такое бережливое производство или Lean? Какие методы работы в нём применяются? Как Lean используют в современном менеджменте?
Предварительная консультация

Бережливое производство (lean)

Что такое бережливое производство или Lean? Какие методы работы в нём применяются? Как Lean используют в современном менеджменте?
Предварительная консультация

Что такое бережливое производство (lean)?

Бережливое производство (lean) - концепция операционной эффективности.

Суть концепции Бережливого производства (Lean) — в концентрации усилий на повышении удовлетворенности клиентов и устранении всех видов потерь в процессе работы компании.

Достижение этого эффекта обеспечивается за счет максимального ускорения производственного потока.

В западной интерпретации, которая отличается, бесспорно, гораздо более утилитарным характером, чем японская, основной упор сделан на устранении потерь в производственном потоке. 

Потери в бережливом производстве (lean)

В рамках концепции бережливого производства (lean) традиционно выделяют 7 видов потерь.

Еще одним видом потерь можно считать неэффективно потраченное на время высшего руководства.

Обычно это упускается из виду. Однако, значимость потерь в данном случае сильно недооценивается. Неэффективное использование времени руководителя как минимум может сдерживать развитие организации. Если вообще не стать причиной банкротства.

Потери от излишних движений

Излишние движения рабочих приводят к увеличению времени выполнения работ, чрезмерной усталости сотрудников (и, как следствие, ухудшению качества работ вследствие снижения концентрации внимания).

Потери от излишней обработки

Возникают, когда завышены показатели качества продукта (в отношении как внешних потребителей, так и внутренних). Также сюда относятся потери от обеспечения параметров, которые вообще не важны.

Потери от излишних запасов

Длительные операции вместе с отсутствием отлаженной системы планирования обуславливают необходимость создания значительных запасов сырья, заготовок, полуфабрикатов.

Потери от транспортировки

Нерациональная планировка производственных помещений, загруженность участков и рабочих мест и т. д. становятся причинами потерь от излишней транспортировки.

Потери от перепроизводства
Это следствие плохо отлаженного процесса планирования, создания излишних запасов готовой продукции или полуфабрикатов собственного производства.
Потери от излишнего ожидания

Длинные процесс - дорогие процессы.

Участки со значительно меньшей пропускной способностью, чем предыдущие, длительные согласования документов - все это генерирует потери.
Потери от дефектов, брака, переделок
Важно осознавать, что потери возникают не только вследствие затрат на устранение поступающих претензий, но и на каждом рабочем месте, где возникают доработки и исправления.
Неиспользование потенциала
Неэффективное использование времени руководителей вследствие необходимости заниматься решением задач, которые возникает из-за отсутствия организованных процессов.
Качество

Ваш покупатель или клиент должен получать товар (услугу) именно того качества, которое он ожидает.

Работа по выявлению и задействованию резервов эффективности деятельности организации.

затраты

Затраты на производство товара (оказание услуги) должны быть на таком уровне, чтобы цена, которую вы за них хотите, позволяла вам зарабатывать.

Работая в современных условиях вы можете зарабатывать только то, что остается после вычитания затрат на производство из цены. И никак иначе. Цена определяется рынком.

поставка

Этот пункт означает, что свой товар (услугу) покупатель должен получить в согласованный срок.

Не нужно торопиться отдать продукцию заранее. Также категорически недопустим срыв сроков поставки.

Все их можно разделить на потери 1-го и 2-го рода

Не стоит гнаться за устранением всех потерь на производстве. Сделать это в принципе невозможно. И не нужно. Начиная с какого-то момента затраты на устранение потерь начинают превышать эффект от этих мероприятий. Стремиться нужно к разумному балансу в производственной системе.

Потери 1-го рода

Это действия, которые не создают ценности, но без которых невозможно произвести продукт или услугу.

Например, транспортировка, оформление документов. Их невозможно просто убрать из процесса, но необходимо стремиться к их сокращению.

Потери 2-го рода

Это любые действия, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для клиента.

Например, простои в ожидании транспорта, материала и оборудования, брак в работе (повторные работы), лишние передвижения, затраты времени на поиск инструмента и т.д. В их отношений нужно стремиться к полному исключению.