МЕНЮ
Согласие на обработку персональных данных

Бережливое производство (lean)

Что такое бережливое производство или Lean? Какие методы работы в нём применяются? Как Lean используют в современном менеджменте?

Бережливое производство (Lean) - гибкость системы в сочетании с устранением потерь.
Суть Бережливого производства (Lean) - в концентрации усилий на повышении удовлетворенности клиентов.
Достижение этого эффекта обеспечивается за счет предложения продукта или услуги высокого качества за приемлемую цену в минимально возможный срок.
В западной интерпретации, которая отличается, бесспорно, гораздо более утилитарным характером, чем японская, основной упор сделан на устранении потерь в производственном потоке.
Бережливое производство это НЕ про "поговорить"
Бережливое производство:
  • решение конкретных проблем;
  • эффективные инструменты;
  • измеримый результат.
Гибкость производственной системы
Обеспечивается за счет балансировки потока создания ценности. Можно сказать, приведения производительности всех его составляющих в соответствие друг другу. Для этого имеются инструменты, главным из которых можно назвать карту потока создания ценности - VSM (пример на рисунке ниже).
Гибкость производственной системы
Обеспечивается за счет балансировки потока создания ценности. Можно сказать, приведения производительности всех его составляющих в соответствие друг другу. Для этого имеются инструменты, главным из которых можно назвать карту потока создания ценности - VSM (пример на рисунке ниже).

Потери в бережливом производстве (lean)

7 видов потерь в рамках бережливого производства (lean) + 8-ая
  • Потери от излишних движений

    Излишние движения рабочих приводят к увеличению времени выполнения работ, чрезмерной усталости сотрудников (и, как следствие, ухудшению качества работ вследствие снижения концентрации внимания).
  • Потери от излишней обработки

    Возникают, когда завышены показатели качества продукта (в отношении как внешних потребителей, так и внутренних). Также сюда относятся потери от обеспечения параметров, которые вообще не важны.
  • Потери от излишних запасов

    Длительные операции вместе с отсутствием отлаженной системы планирования обуславливают необходимость создания значительных запасов сырья, заготовок, полуфабрикатов.
  • Потери от транспортировки

    Нерациональная планировка производственных помещений, загруженность участков и рабочих мест и т. д. становятся причинами потерь от излишней транспортировки.
  • Потери от перепроизводства

    Это следствие плохо отлаженного процесса планирования, создания излишних запасов готовой продукции или полуфабрикатов собственного производства.
  • Потери от излишнего ожидания

    Длинные процесс - дорогие процессы.
    Участки со значительно меньшей пропускной способностью, чем предыдущие, длительные согласования документов - все это генерирует потери.
  • Потери от дефектов, брака, переделок

    Важно осознавать, что потери возникают не только вследствие затрат на устранение поступающих претензий, но и на каждом рабочем месте, где возникают доработки и исправления.
  • Неиспользование потенциала сотрудников

    Неэффективное использование времени руководителей вследствие необходимости заниматься решением задач, которые возникает из-за отсутствия организованных процессов.

Устранить все потерия в принципе невозможно.

И не нужно - начиная с какого-то момента затраты на устранение потерь начинают превышать эффект от этих мероприятий.

Стремиться нужно к разумному балансу в производственной системе.

Потери могут быть 1-го и 2-го рода

Минимизировать или устранять потери зависит от их вида
  • Потери 1-го рода

    Это действия, которые не создают ценности, но без которых невозможно произвести продукт или услугу.
    Например, транспортировка, оформление документов, планирования. Их невозможно просто убрать из процесса, но необходимо стремиться к их сокращению.
    01
  • Потери 2-го рода

    Это любые действия, которые потребляют ресурсы, не создают ценности и без которых можно обойтись.
    Например, простои в ожидании транспорта, материала и оборудования, брак, повторная обработка, лишние передвижения, поиск инструмента и т.д. В их отношений нужно стремиться к полному исключению.
    02

Для балансировки потока и устранения потерь (и, как следствие, оптимизации системы в целом) в рамках Бережливого производства существует большой перечень инструментов, некоторые из которых описаны ниже.

В реальной работе каждая конкретная ситуация требует применения своего уникального набора инструментов, который определяется консультантом.

Для балансировки потока и устранения потерь может применяться большой перечень инструментов.

В реальной работе каждая конкретная ситуация требует своего уникального их набора.

Инструменты Бережливого производства

Краткое описание некоторых инструментов бережливого производства
  • 5S - рациональная организация рабочего пространства

    Первый в списке, но вовсе не обязательный!
    5S предполагает эффективное распределение и организацию рабочего пространства. Она, как и прочие инструменты бережливого производства, способствует повышению управляемости, экономии времени. Но эти эффекты не являются целью, скорее, их можно назвать приятным бонусом от ее внедрения.
  • TPM (Total Productive Maintenance) - всеобщее обслуживание оборудования

    Основной идеей ТРМ выступает вовлечение в процесс всех сотрудников предприятия, а не только специалистов отдельных служб. Каждый работник должен знать специфику обслуживания оборудования и уметь быстро исправить неполадку самостоятельно (в рамках своих компетенций, конечно же).
  • Визуальный менеджмент

    Такое расположение деталей, инструментов, производственных операций, сведений об эффективности работы, при котором они будут четко видны. Это обеспечивает участникам процесса возможность оценить состояние всей системы с первого взгляда.
  • «Точно вовремя» (Just In Time)

    Заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии точно в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, устраняет простои, минимизирует складские запасы.
  • Встроенное качество

    Система организационных мер, направленных на недопущение выпуска некачественной продукции. Для достижения этой цели элементы контроля качества встраиваются непосредственно в процесс производства на каждом этапе
  • Кайдзен (Kaizen)

    Это философия непрерывных улучшений. Компания, следующая философии кайдзен, стремится в своей работе постоянно совершенствовать бизнес-процессы и привносить что-то новое. Кайдзен должен охватывать все процессы в организации, вовлекая в процедуру совершенствования максимальное количество сотрудников.
  • Стандартизированные операционные процедуры

    Набор указаний или этапов, которым необходимо следовать для осуществления деятельности – это основной документ, регламентирующий выполнение работы в рамках процесса. СОП делает процесс и его результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми. Целью стандартной операционной процедуры является предоставление персоналу однозначных и понятных инструкций, которые позволяют безошибочно выполнять свою работу.
  • Last Planner (Последний планировщик)

    Управление производством в строительных проектах необходимо для достижения результатов в запланированные сроки при эффективном использовании ресурсов. Управление производством дает возможность двигаться по намеченному плану, а при возникновении препятствий, позволяет определить альтернативные пути, которые приводят к запланированному результату. Читать подробнее...

Инструменты Бережливого производства

  • 5S - рациональная организация рабочего пространства

    Первый в списке, но вовсе не обязательный!
    5S - эффективное организация рабочего пространства. Способствует повышению управляемости, экономии времени. Но эти эффекты не цель, а, скорее, приятный бонус.
  • TPM (Total Productive Maintenance) - всеобщее обслуживание оборудования

    Основная идея - вовлечение в процесс всех сотрудников организации, а не только специалистов отдельных служб. Каждый работник должен знать специфику обслуживания оборудования.
  • Визуальный менеджмент

    Такое расположение деталей, инструментов, производственных операций, сведений об эффективности работы, при котором они будут четко видны. Это обеспечивает участникам процесса возможность оценить состояние всей системы с первого взгляда.
  • «Точно вовремя» (Just In Time)

    Во время производственного процесса необходимые для работы комплектующие оказываются а заданном месте точно в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. Результат - сокращение простоев, минимизация складских запасов.
  • Встроенное качество

    Система организационных мер, направленных на недопущение выпуска некачественной продукции. Ключевой момент - это относится к результатам работы каждого рабочего места, участка, а не только конечного продукта.
  • Кайдзен (Kaizen)

    Это философия непрерывных улучшений. Компания, следующая философии кайдзен, стремится в своей работе постоянно совершенствовать бизнес-процессы и привносить что-то новое. Кайдзен должен охватывать все процессы в организации, вовлекая в процедуру совершенствования максимальное количество сотрудников.
  • Стандартизированные операционные процедуры

    Набор указаний или этапов, которым необходимо следовать для осуществления деятельности – это основной документ, регламентирующий выполнение работы в рамках процесса. Цель - предоставление сотрудникам однозначных и понятных инструкций, которые позволяют безошибочно выполнять свою работу.
  • Last Planner (Последний планировщик)

    Управление производством в строительных проектах необходимо для достижения результатов в запланированные сроки при эффективном использовании ресурсов. Управление производством дает возможность двигаться по намеченному плану, а при возникновении препятствий, позволяет определить альтернативные пути, которые приводят к запланированному результату. Читать подробнее...
Made on
Tilda