Производительность труда.
Неочевидные резервы повышения.
Высокая производительность труда далеко не всегда подразумевает переработки и выполнение обязанностей за кого-то.
Недавно попалась мне статья о мерах наращивания экспортного потенциала белорусских предприятий на зарубежных рынках. Среди прочего в качестве одной из мер предлагалось увеличение степени переработки сырья.
С одной стороны вполне логичная рекомендация.
А с другой - кому продавать все эти товары? Крайне тяжело торговать со странами, в которых производительность труда в этих сферах значительно выше. А подавать без прибыли или вообще с убытком какой смысл?
В чем причина такого положения дел? С одной стороны, конечно, это уровень оснащения производства. Например, в Беларуси на 10 тыс. рабочих приходится по различным оценкам всего порядка 10 роботов. В самых развитых в этом отношении странах - на 2 ПОРЯДКА больше!
Но это не все. Технологическое превосходство в современном мире нивелируется очень просто. Китайские товарищи давно в состоянии конкурировать с западными коллегами в том числе и в области качества поставляемого оборудования. А продавать его готовы всем, кто платит.
Почему у двух одинаковых с точки зрения оснащения предприятий разная производительность? Потому что помимо технологии есть ещё организационная составляющая - планирование, способы взаимодействия сотрудников и подразделений, способ организации производства - корпоративная культура, если хотите.
Да, часто предприятиям не хватает современного технологического оборудования, программных комплексов. С другой стороны потенциал организационных фактов у нас не то, чтобы не исчерпан. Часто он задействован процентов на... Как думаете, на 10-20-80 процентов?
Что делать? Ответ достаточно простой - начать применять современные концепции повышения операционной эффективности. Бережливое производство, 6 Сигм и другие способны в значительной мере решить эту проблему. Пусть даже не бесплатно, но с вполне понятными затратами. Только работа должна быть реальной, а не для вида.
Об отличиях реальной работы в области Бережливого производства и имитации постараюсь рассказать в следующий раз.
Со школы для всех было привычно, что сначала мы изучаем теорию, решаем какие-то задачи по теме. А уже потом переходим к практическому применению знаний.
Но в сознании большинства прочно устоялось: "Это в жизни не понадобится. Так зачем, например, учиться решать квадратные уравнения?». Знакомо?
Думаете, во взрослой жизни как-то иначе?
НЕТ!
Если вы начинаете работу в области совершенствования процессов в компании на основе бережливого производства, то первое, что вы должны сделать, это не купить обучение для работников, а ПРОВЕСТИ БИЗНЕС-ДИАГНОСТИКУ.
Т. е. исследовать текущее состояние организации. Помимо общей информации о состоянии процессов компании, которую вы получите в отчете, она становится основой для формулировки целей организации, на достижение которых будут направлены ваши усилия в ближайшем будущем.
Обучение - второй этап. Проводится оно для уже сформированной команды (в нее может войти и руководитель, и технолог, и главный инженер, и даже собственник и т.д.). Важно, что оно должно иметь целевой характер. Т.е. иметь уклон на те инструменты, которые будут применяться дня решения проблем, определенных в результате бизнес-диагностики.
Обучение должно стать основой для конкретных действий сотрудников в дальнейшем.
И только в третью очередь стоит обучать (для начала достаточно по большей части информирования) сотрудников, которые заняты в основной производственной деятельности - рабочих, операторов и т.д.
Главная опасность необдуманного обучения (особенно массового) - знания без применения быстро забываются. А вся эта работа воспринимается как очередная бредовая идея руководителя (или собственника).
Как результат - колоссальное сопротивление персонала любым последующим попыткам внедрения изменений (зачем тратить время на бессмысленные идеи? Ведь так?).
обучение группы, которая будет заниматься внедрением
информирование (поверхностное обучение) всех сотрудников, которых касаются изменения
пилотный проект
получение результатов, их оценка
массовое обучение как подготовка для новых масштабных проектов