МЕНЮ
Согласие на обработку персональных данных
Приять и не показывать больше

Недавно попалась мне статья о мерах наращивания экспортного потенциала белорусских предприятий на зарубежных рынках. Среди прочего в качестве одной из мер предлагалось увеличение степени переработки сырья.

С одной стороны вполне логичная рекомендация.

А с другой - кому продавать все эти товары? Крайне тяжело торговать со странами, в которых производительность труда в этих сферах значительно выше. А подавать без прибыли или вообще с убытком какой смысл?

В чем причина такого положения дел? С одной стороны, конечно, это уровень оснащения производства. Например, в Беларуси на 10 тыс. рабочих приходится по различным оценкам всего порядка 10 роботов. В самых развитых в этом отношении странах - на 2 ПОРЯДКА больше!

Но это не все. Технологическое превосходство в современном мире нивелируется очень просто. Китайские товарищи давно в состоянии конкурировать с западными коллегами в том числе и в области качества поставляемого оборудования. А продавать его готовы всем, кто платит.

Почему у двух одинаковых с точки зрения оснащения предприятий разная производительность? Потому что помимо технологии есть ещё организационная составляющая - планирование, способы взаимодействия сотрудников и подразделений, способ организации производства - корпоративная культура, если хотите.

Да, часто предприятиям не хватает современного технологического оборудования, программных комплексов. С другой стороны потенциал организационных фактов у нас не то, чтобы не исчерпан. Часто он задействован процентов на... Как думаете, на 10-20-80 процентов?

Что делать? Ответ достаточно простой - начать применять современные концепции повышения операционной эффективности. Бережливое производство, 6 Сигм и другие способны в значительной мере решить эту проблему. Пусть даже не бесплатно, но с вполне понятными затратами. Только работа должна быть реальной, а не для вида.

Об отличиях реальной работы в области Бережливого производства и имитации постараюсь рассказать в следующий раз.

Производительность труда

Со школы для всех было привычно, что сначала мы изучаем теорию, решаем какие-то задачи по теме. А уже потом переходим к практическому применению знаний.

Но в сознании большинства прочно устоялось: "Это в жизни не понадобится. Так зачем, например, учиться решать квадратные уравнения?». Знакомо?

Думаете, во взрослой жизни как-то иначе?

НЕТ!

Руководители знают, что если кому-то из сотрудников предложить поработать, скажем, за двоих, это будет похоже на сцену из одного известного фильма. Сколько не пытайся перечислять должности, а желающих найдется крайне мало.
Шутки шутками, но с производительностью труда, объективно, в нашей стране не все так радужно, как хотелось бы.
Только вот проблема не в лени сотрудников. Она гораздо глубже.
Во взрослой жизни все, как в школе – пока люди не понимают, для чего им знания, они НЕ НУЖНЫ. Информация в буквальном смысле пролетает мимо ушей слушателей.
Бережливое производство (Lean)
Узнайте, в чем на самом деле состоит суть Бережливого производства
6 Sigma (6 Сигм)
Узнайте, как 6 Sigma помогает улучшить организацию
Последний планировщик (Last Planner)
Узнайте, что Last Planner может дать вашей организации
Lean-диагностика
Оценка готовности вашей организации к внедрению Бережливого производства (Lean)
Программа операционной эффективности
Повышение эффективности работы компании на основе Бережливого производства (Lean)
Первый этап работы при внедрении LEAN

Если вы начинаете работу в области совершенствования процессов в компании на основе бережливого производства, то первое, что вы должны сделать, это не купить обучение для работников, а ПРОВЕСТИ БИЗНЕС-ДИАГНОСТИКУ.

Т. е. исследовать текущее состояние организации. Помимо общей информации о состоянии процессов компании, которую вы получите в отчете, она становится основой для формулировки целей организации, на достижение которых будут направлены ваши усилия в ближайшем будущем.

Оценка в денежном выражении потенциала любых преобразований - важнейший этап развития компании.
Переходим к обучению

Обучение - второй этап. Проводится оно для уже сформированной команды (в нее может войти и руководитель, и технолог, и главный инженер, и даже собственник и т.д.). Важно, что оно должно иметь целевой характер. Т.е. иметь уклон на те инструменты, которые будут применяться дня решения проблем, определенных в результате бизнес-диагностики.


Обучение должно стать основой для конкретных действий сотрудников в дальнейшем.


И только в третью очередь стоит обучать (для начала достаточно по большей части информирования) сотрудников, которые заняты в основной производственной деятельности - рабочих, операторов и т.д.

Главная опасность необдуманного обучения (особенно массового) - знания без применения быстро забываются. А вся эта работа воспринимается как очередная бредовая идея руководителя (или собственника).


Как результат - колоссальное сопротивление персонала любым последующим попыткам внедрения изменений (зачем тратить время на бессмысленные идеи? Ведь так?).

Шаги к успеху с LEAN
Увеличьте шансы вашего проекта на успех. Если вы нацелены на реальную работу, действуйте в следующей последовательности:
  • бизнес-диагностика организации (на основе целей)
  • обучение группы, которая будет заниматься внедрением

  • информирование (поверхностное обучение) всех сотрудников, которых касаются изменения

  • пилотный проект

  • получение результатов, их оценка

  • массовое обучение как подготовка для новых масштабных проектов

Made on
Tilda